image
Подлинная история ведьмы из «Гензеля и Гретель»

Подлинная история ведьмы из «Гензеля и Гретель»

fenomfenom date_range23.09.2022, 04:06 chat_bubble_outline0 remove_red_eye29

Подлинная история ведьмы из «Гензеля и Гретель»

Многие из нас знают, что большинство женщин, которых в прошлом судили, пытали и убивали по обвинению в колдовстве, были не кем иным, как травами, повивальными бабками и разного рода целителями.

Или женщины, которые ничего особенного не сделали, но были замешаны в какой-то ссоре между соседями, или отказали некоторым женихам и о которых донесли в светский суд за месть.

Или даже женщины, которые вели несколько эксцентричный и нестандартный образ жизни по сравнению с жителями остальной деревни и поэтому вызывали много подозрений в эпоху, когда страх перед «потомством лукавого» к настоящему времени преодолела порог паранойи.

История, которую я вам сегодня расскажу, о женщине, вошедшей в историю благодаря знаменитой сказке о братьях Гримм «Гензель и Гретель».

В сказке персонаж, как всем известно, неприятная и злая старушка, которая заманивает детей в свой пряничный домик, потом заставляет их откармливать в клетке, запекать в печи и пожирать.

На самом деле кажется, что она была молодой женщиной и, возможно, еще и привлекательной (вы подумали), а также очень искусным… кондитером по профессии!

Но давайте по порядку.

Чтение очень интересной книги под названием «Место сказок. Путешествие в европейскую популярную фантастику» Альберто Мари (издание Grande Fiabesca, альтернативная печать), я наткнулся на эту интересную теорию в главе о сказках из Германии.

По мнению автора, Шпессартский лес, пусть и не упомянутый братьями Гримм, является предысторией как сказки «Гензель и Гретель», так и реального события, которое в действительности было настоящим убийством против т. н. ведьма".

Альберто Мари упоминает произведение под названием «Ведьма и имбирный пряник», где Ганс Тракслер (иллюстратор, карикатурист, любитель жанровой литературы) реконструирует драматическую историю, основанную на прозрениях, исследованиях и открытиях Джорджа Оссега, археолога сказки, который отправился прямо на место, чтобы проанализировать местность, где произошло жуткое убийство, и найти все улики.

По словам Мари, именно гравюра в издании сказок братьев Гримм 1818 года навела Оссега на верный путь: когда он впервые отправился в Шпессартский лес, то сразу узнал изображенное на гравюре место, чьи сходство было поразительным.

Если вы посмотрите сюда сбоку, то слева будет гравюра, а справа фотография, показывающая, как выглядел лес, когда туда прибыл Оссег. Два изображения ниже также невероятно похожи: гравюра слева, взятая из дорфельдтского издания «Fiabe del Focolare» (1818 г.), помогла Оссегу найти точное место, где стояло убежище «ведьмы», а справа —где были найдены остатки основной стены дома. Низкая стена на переднем плане слева — это остатки устья колодца (эти изображения взяты из ранее упомянутой книги Альберто Мари).

Анализируя текст сказки, исследователь также смог узнать точное место, где стоял дом таинственной женщины.

В связи с этим интересно проанализировать диалог, происходящий между Гензелем и его отцом, пока детей очень рано уводят в лес.

Когда отец спрашивает Гензеля, почему он остановился, чтобы оглянуться на их дом, ребенок оправдывается, говоря: «Я смотрел на своего белого котенка, сидящего на крыше, который хочет попрощаться». А отец: «Сумасшедший, ты что, не видишь, что это не твой кот, а первое солнце, которое светит в трубы?».

Из этой фразы Оссег смог понять, что дымоходы были против света, и что, следовательно, семья двигалась в направлении, противоположном восходящему солнцу: путь, который нужно искать, был участком дороги, который входил в лес Шпессарт в западное направление.

Из нескольких других элементов повествования (которые было бы слишком сложно анализировать здесь) Оссег предположил, что место, где, скорее всего, стоял дом ведьмы, было холмом возле поляны, где течет поток воды из реки Ашаф, который пересекал «ущелье». Ведьмин лес» (определение, заимствованное из крестьянского выражения).

Благодаря раскопкам были найдены уединенные руины, типичное сооружение лесов Гессена.

Позже были обнаружены четыре печи, и в одной из них был найден погребенный женский скелет.

Сопровождавшие Оссега эксперты установили, что смерть женщины наступила до того, как она частично сгорела, и что «ведьме» на момент совершения преступления должно было быть не более тридцати пяти лет.

Что могло побудить женщину, еще совсем молодую (и, конечно, не деспотичную, как ее позже описали в сказке братьев Гримм) уйти и жить в уединенном лесу, вдали от любого контакта с людьми? Ему приходилось от кого-то прятаться?

Исследования в уединенном коттедже продолжались, и были обнаружены остатки рецепта, инструменты для выпечки и обгоревшая фокачча.

Оссег приготовил фокаччу по найденному рецепту трехсотлетней давности, и результат очень близко соответствовал типичным нюрнбергским имбирным пряникам.

Следствие, казалось, зашло в тупик, когда Оссег, анализируя переписку самих братьев Гримм, нашел письмо, в котором Якоб писал своему брату Вильгельму: «Эта история двух братьев кажется мне слишком жестокой, чтобы найти место в нашем сборнике. .. Если бы только молодая ведьма была безобразной старухой с горбом, на котором могла бы сидеть ворона или кошка, все это могло бы иметь в высшей степени поучительный и содержательный эффект».

Затем Оссег пришел к выводу, что братья Гримм изменили историю по «этическим» причинам, превратив одинокую женщину в « красноглазую и близорукую» ведьму с очень тонким носом, как у животных, способную чувствовать, когда приближается человек.", но которые выдавали себя в некоторых местах текста, раскрывая чистый идиоматизм гарцских крестьян, на котором говорили вокруг Вернигероде.

Женщина, некая Катарина Шрадерин, была обвинена в 1647 г. с абсурдным обвинением в изготовлении дьявольских сладостей, способных спровоцировать" звериные похоти», и заманивать мужчин в лес, покрывая крышу своего дома « pasizeria », чтобы убить их и сожрать.

Согласно сообщению, женщина сопротивлялась пыткам и не дала признательных показаний. Она была оправдана, но позже встретила такой же конец, как и ведьма в сказке: она была задушена, а позже наполовину обуглена Гансом Мельцлером и его сестрой Гретой. Двое убийц, разумеется, не были осуждены.

Оссег, наконец, смог полностью реконструировать историю.

Ганс Мельцлер был кондитером при герцогском дворе, который изначально должен был ухаживать за Катериной, чтобы получить секретный рецепт его особой фокаччи. Молодая женщина, несколько раз отказав ему, по его настоянию была вынуждена укрыться в лесу, в доме Энгелесберг. 

Здесь ему удалось обрести покой и жить, выпекая свои сладости, которые были очень популярны при дворах Фульды и Майнца. Однако через некоторое время Мельцлер в отместку донес бы на Катерину, обвинив ее в колдовстве. Позже, когда девушку освободили, кондитер решилрешить проблему на корню: вместе с сестрой Гретой он отправился лично выследить Катерину и убил ее.

В те времена Шпессартский лес был таким густым и запутанным, настолько лишенным карт и направлений, что даже двоим взрослым приходилось оставлять следы на тропе, чтобы найти дорогу назад

И, возможно, именно это вдохновило братьев Гримм на создание знаменитой сказки «Гензель и Гретель»..

Недавно, разыскивая Ганса Тракслера, я нашел страницу Википедии на немецком языке, где рассказывается о нем и его литературных, сатирических и карикатурных произведениях.

Согласно Википедии, Оссег был бы не чем иным, как псевдонимом, с которым Тракслер воображает реконструировать это исследование, которое позже профессор Хайнц Рёллеке (профессор филологии и антропологии) определил бы как «Один из лучших фарсов среди исследований сказок, если не лучший из когда-либо».

Что тут скажешь... несмотря на то, что это исследование было придумано для забавы, гипотеза об убитом кондитере все же увлекательна, и, вероятно, придуманный Тракслером обмен ролями является частью более широкого сатирического дискурса. Было бы интересно оценить его работу с этой точки зрения... если бы только можно было найти еще немного материала.

В любом случае похоже, что Тракслер тоже из тех, кто на стороне ведьм...